Закон о занятости населения
Раздел I: Общие положения
Статья 1. Занятость населения.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных нужд, а также, как правило, приносит им доход в денежной или другой форме.
Занятость населения, которое проживает на территории Украины, обеспечивается государством путем проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства
2. Граждане Украины свободно выбирают виды деятельности, которые не запрещены законодательством, в том числе и не связанные с выполнением оплачиваемой работы, а также профессию, место работы соответственно своих способностей.
Принуждение к работе в любой форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины. Добровольная незанятость граждан не является основанием для привлечения их к административной или уголовной ответственности
3. В Украине к занятому населению принадлежат граждане, которые проживают на территории государства на законных основаниях:
а) работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине и за границей, у физических лиц;
б) граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, которые принимают участие в производстве;
в) работники, предназначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управление и общественных объединениях;
г) которые проходят службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, Государственной пограничной службе Украины, войсках внутренней и конвойной охраны и Гражданской обороны Украины, органах внутренних дел Украины, других военных формированиях, созданных соответственно законодательству Украины, альтернативную (невоенную) службу;
е) которые проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; учатся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;
ж) работающие граждане других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий
4. Законодательством Украины могут предполагаться и другие категории занятого населения.
Статья 2. Безработные
Безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированные в государственной службе занятости как такие, что ищут работу, готовые и способны приступить к подходящей работе. Безработными признаются также инвалиды, которые не достигли пенсионного возраста, не работают и зарегистрированные как такие, что ищут работу.
В случае невозможности предоставить подходящую работу безработному может быть предложено пройти профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию
Не могут быть признанные безработными граждане:
а) в возрасте до 16 лет, за исключением тех, которые работали и были освобождены в связи с изменениями в организации производства и работы, реорганизацией, перепрофилированием и ликвидацией предприятия, учреждения и организации или сокращением численности (штата);
б) которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), в том числе выпускники общеобразовательных школ, в случае отказа их от прохождения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы, включая работу временного характера, которая не нуждается в профессиональной подготовке;
в) которые отказались от двух предложений подходящей работы по моменту регистрации их в службе занятости как лиц, которые ищут работу;
г) которые имеют право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, на пенсию за выслугу лет или достигли установленного законом пенсионного возраста.
В случае отсутствия подходящей работы решения о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости за их личными заявлениями на восьмой день после регистрации в центре занятости по месту проживания как ищущих работу. Регистрация граждан ведется при предъявлении паспорта и трудовой книжки, а в случае потребности – военного билета, документа об образовании или документов, которые их заменяют.
Порядок регистрации, перерегистрации и ведение учета граждан, которые ищут работу, и безработных государственной службой занятости определяется Кабинетом Министров Украины.
Статья 3. Основные принципы государственной политики занятости населения.
Государственная политика Украины занятости населения базируется на таких принципах:
- обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношение к религии, в реализации права на свободный выбор вида деятельности соответственно способностям и профессиональной подготовке с учетом личных интересов и общественных нужд;
- содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработицы, создания новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;
- координации деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональных программ занятости;
- сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мероприятий по обеспечению занятости населения;
- международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая работу граждан Украины за границей и иностранных граждан в Украине.
Статья 4. Государственные гарантии права на выбор профессии и вида деятельности
1. Государство гарантирует трудоспособному населению в трудоспособном возрасте в Украине:
а) добровольность работы, выбор или изменение профессии и вида деятельности; ( Подпункт “а” пункта 1 статье 4 в редакции Закона N 665/ 97-ВР от 21.11.97 )
б) защита от необоснованого отказа в принятии на работу и незаконного освобождения, а также содействие в сохранении работы;
в) безвозмездное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве соответственно призванию, способностям, профессиональной подготовке, образованию, с учетом общественных нужд, всеми доступными средствами, включая профессиональную ориентацию и переподготовку;
г) компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;
д) выплату выходного пособия работникам, которые потеряли постоянную работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, в случаях и на условиях, предусмотренных действующим законодательством; ( Подпункт “д” пункта 1 статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Законом N 665/ 97-ВР от 21.11.97 )
е) безвозмездное обучение безработным новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой материальной помощи;
ж) выплату безработным в установленном порядке помощи по безработице, материальной помощи по безработице, материальной помощи членам семьи, которые находятся на их содержании, и других видов помощи;
з) включение периода переподготовки и обучение новым профессиям, участию в оплачиваемых общественных роботах, получение помощи по безработице и материальной помощи по безработице к стажу работы, а также к беспрерывному трудовому стажу;
к) предоставление работы по специальности на период не меньше трех лет молодым специалистам – выпускникам государственных учебных заведений государства, прежде заявленных предприятиями, учреждениями, организациями
2. Государственные органы обеспечивают публикацию статистических данных и информационных материалов о предложениях и спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации, в том числе інвалидов.
Статья 5. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.
1. Государство обеспечивает предоставление дополнительных гарантий относительно трудоустройства трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите и не способные на равных конкурировать на рынке работы, в том числе:
а) женщинам, которые имеют детей в возрасте до шести лет;
б) одиноким матерям, которые имеют детей возрастом до четырнадцати лет или детей-инвалидов;
в) молодежи, которые закончили или прекратили обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических или высших учебных заведениях, освободились со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которым предоставляется первое рабочее место, детям (сиротам), которые остались без заботы родителей, а также лицам, которым исполнилось пятнадцать лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, в порядке исключения, приниматься на работу;
г) лицам предпенсионного возраста (мужчинам по достижению 58 лет, женщинам – 53 лет);
д) лицам, уволенным после отбытия наказания или принудительного лечения;
е) инвалидам, которые не достигли пенсионного возраста.
2. Для трудоустройства указанных в пункте 1 этой статьи категорий граждан (кроме инвалидов, которые не достигли пенсионного возраста) местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по представлению центров занятости устанавливают квоту рабочих мест для предприятий (объединений), учреждений и организаций независимо от форм собственности и организационных форм с численностью работающих свыше 20 лиц для бронирования ими до 5 процентов общего количества рабочих мест, в том числе с гибкими формами занятости.
В случае если на предприятии (объединении), в учреждении, организации работает предусмотренная абзацем первым этого пункта количество лиц, которые принадлежат к категориям граждан, указанных в пункте 1 этой статьи, квота для этих предприятий не устанавливается. Численность работающих, которые принадлежат к категориям граждан, указанных в пункте 1 этой статьи, учитывается при установлении квоты для этих предприятий (объединений), учреждений, организаций. В случае сокращения численности или штата работников предприятий, учреждений и организаций в размере, который превышает установленную квоту, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов уменьшают или вообще не устанавливают квоты для этих предприятий, учреждений и организаций
Порядок квотирования и бронирование рабочих мест и трудоустройство на них указанных категорий граждан устанавливается Кабинетом Министров Украины.
3. В случае отказа в приеме на работу граждан из числа категорий, указанных в пункте 1 этой статьи (кроме инвалидов, которые не достигли пенсионного возраста), в пределах установленной брони из предприятий, учреждений и организаций государственная служба занятости взимает штраф за каждый такой отказ в размере четырех минимальных заработных плат. Полученные средства направляются к Фонду общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и могут использоваться для финансирования затрат предприятий, учреждений и организаций, которые создают рабочие места для этих категорий населения свыше установленной квоты.
Статья 6. Законодательство о занятости
1. Отношения занятости в Украине регулируются этим Законом и другими законодательными актами Украины, принятыми соответственно этому Закону
Если международным договором или соглашением, заключенными Украиной, установлены другие правила, чем предусмотренные законодательством о занятости в Украине, то применяются правила международных договоров и соглашений
2. Законодательство о занятости распространяется на постоянно проживающий в Украине иностранных граждан и лиц без гражданства, если другое не предусмотрено законодательством Украины.
Статья 7. Подхлдящая работа
1. Для граждан, которые потеряли работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, которая отвечает образованию, профессии (специальности), квалификации работника и предоставляется в той же местности, где он проживает. Заработная плата должна отвечать уровню, который лицо имело за предыдущей работой с учетом ее среднего уровня, который сложился в области соответствующей области за прошлый месяц.
При предложении подходящей работы учитывается стаж работы гражданина за специальностью, его предыдущая деятельность, возраст, опыт, положение на рынке работы, продолжительность периода безработицы.
Для граждан, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), подходящей считается работа, которая нуждается в предыдущей профессиональной подготовке, или оплачиваемая работа (включая работу временного характера), которая не нуждается в профессиональной подготовке, а для граждан, которые желают восстановить трудовую деятельность после перерыва продолжительностью свыше шести месяцев, – работа за специальностью, которая нуждается в предыдущей переподготовке или повышении квалификации, а в случае невозможности ее предоставление – другая оплачиваемая работа за родственной профессией (специальностью).
Для граждан, которые работали не по профессии (специальностью) свыше шести месяцев, подходящей считается работа, которую они выполняли за последним местом работы, а работа за основной профессией (специальностью) может быть подходящей при условии предыдущей переподготовки или повышения квалификации с учетом потребностей рынка работы в этой профессии (специальности).
Трудоустройство инвалидов осуществляется соответственно рекомендациям МСЕК, имеющихся у инвалида квалификации и знаний, с учетом его пожеланий.
2. В случае невозможности предоставления гражданину работы по профессии (специальностью) на протяжении шести месяцев безработицы подходящей считается работа, которая нуждается в изменении профессии (специальности) с учетом способностей, здоровье гражданина и бывшего опыта, доступных для него видов обучения и потребностям рынка работы в этой профессии (специальности).
При изменении гражданами профессии (специальности) за направлением государственной службы занятости подходящей считается работа как за новой, так и за предыдущей профессией (специальностью) за последним местом работы.
3. По решению местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов может устанавливаться транспортная доступность и другие критерии подходящей работы, которые усиливают социальную защиту населения.
Раздел II: Право граждан на занятость
- Статья 8. Право граждан на трудоустройство
Граждане имеют право на трудоустройство и выбор места работы путем обращения к предприятию, учреждению, организации, индивидуального крестьянского (фермерского) хозяйства и к другого работодателя или при безвозмездном содействии государственной службы занятости
Иностранцы и лица без гражданства, кроме нанятых соответственно соглашению о распределении продукции, которые прибыли в Украину на определенный срок, получают право на трудовую деятельность лишь при наличии в них разрешения на трудоустройство, выданного государственной службой занятости Украины, если другое не предусмотрено международными договорами Украины. Трудоустройство в Украине иностранцев, нанятых инвестором в пределах и за должностями (специальностью), определенными соглашением о распределении продукции, осуществляется без получения разрешения на трудоустройство.
В случае использования работы иностранцев или лиц без гражданства без разрешения государственной службы занятости Украины из предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, государственная служба занятости взимает штраф за каждое такое лицо в п’ятдесятикратному размере не обложенного налогами минимума доходов граждан. Эти средства направляются к Фонду общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
Порядок и условия заключения трудового договора определяются законодательством Украины о работе.
Статья 9. Право граждан на профессиональную консультацию, подготовку, переподготовку и получение информации в сфере занятости
Граждане, которые обратились к государственной службе занятости как лица, которые ищут работу, имеют право на безвозмездную профессиональную ориентацию, консультацию, подготовку, переподготовку, получение соответствующей информации с целью выбора вида деятельности, профессии, места работы, режима работы.
Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за рубежом
Граждане имеют право заниматься трудовой деятельностью в период временного пребывания за границей, если она не противоречит действующему законодательству Украины и страны пребывания.
Интересы граждан Украины, которые временно работают за границей, защищаются соглашениями, которые укладываются между Украиной и другими государствами.
Статья 11. Право граждан на социальную защиту в сфере занятости
Граждане имеют право на социальную защиту в сфере занятости согласно законодательству Украины о занятости
Лица, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение помощи по безработице.
Статья 12. Право обжалования действий работников службы занятости
Граждане имеют право обжаловать действия работников государственной службы занятости к соответствующему за подчинением органу этой службы или к суду в порядке, установленном законодательством.
Раздел III: Регулирование и организация занятости населения
Статья 13. Регулирование занятости
1. С целью создания условий для полного осуществления гражданами права на работу государство предусматривает:
- мероприятия инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение продуктивных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение предпринимательства, создание малых предприятий и применение гибких режимов работы и работы дома, другие мероприятия, которые оказывают содействие сохранению и развитию системы рабочих мест;
- обеспечение прав и интересов работников, создание благоприятных условий на производстве, усовершенствование законодательства о занятости населения и работе;
- проведение аналитических и научных исследований структуры экономики и прогнозирование следующих изменений качества и распределения рабочей силы;
- регулирование внешнеэкономической деятельности в части привлечения и использование иностранной рабочей силы в Украине на основе квотирования и лицензирование;
- содействие в случае необходимости созданию дополнительных рабочих мест предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также улучшению условий работы в общественном производстве;
- организацию профессиональной ориентации.
2. На территории Украины вводится сбор статистической информации и административных данных, которые отображают состояние рынка работы и положение в сфере занятости населения.
Статья 14. Государственная и территориальные программы занятости населения
1. С целью содействия занятости населения, удовлетворение нужд граждан в работе Кабинетом Министров Украины и местными государственными администрациями, органами местного самоуправления разрабатываются годовые и долгосрочные государственная и территориальные программы занятости населения
2. Государственная и территориальные программы занятости населения направленные на:
а) содействие развитию на структурной перестройке экономики, созданию условий для направления освобождающихся работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные области народного хозяйства;
б) предотвращение развития безработицы и ее сокращение путем повышения экономической заинтересованости предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости;
в) улучшение системы воспроизведения рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышение квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов;
г) защита безработных и их семей от отрицательных следствий безработицы и обеспечение занятости граждан, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы;
д) формирование материальной, кадровой, информационной, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;
е) мероприятия содействия занятости населения, которое проживает в сельской местности.
Статья 15. Добровольное переселение граждан и членов их семей
С целью обеспечения занятости населения и развития отдельных регионов Украины разрабатываются мероприятия по содействию добровольному переселению граждан Украины и членов их семей с выделением соответствующих материальных ресурсов и финансовых средств.
Порядок разработки и реализации этих мероприятий, а также предоставление льгот этим гражданам определяется законодательством Украины о порядке переселения семей и организованный набор рабочих.
Статья 16. Территории приоритетного развития
Кабинет Министров Украины определяет территории, где развитие рабочих мест поощряется государством. Такие территории (прежде всего трудообильные и с высоким уровнем безработицы, сельские и горные районы) на определенный период получают статус территорий приоритетного развития
Предприятия, организации, учреждения, которые создают на указанных территориях свои производства, их филиалы и дополнительные рабочие места, пользуются льготами в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины и решениями местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов.
Статья 17. Координационные комитеты содействия занятости
Для подготовки согласованных решений относительно осуществления политики занятости могут создаваться координационные комитеты содействия занятости из одинакового количества представителей профсоюзов, органов государственного управления, владельцев предприятий или уполномоченных ими органов, предпринимателей
Порядок формирования координационных комитетов и организация их работы определяются представленными в них сторонами.
Статья 18. Государственная служба занятости
1. Для реализации государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной поддержки временно не работающих граждан в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, создается государственная служба занятости, деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления
Государственная служба занятости состоит из:
Государственного центра занятости Министерства труда и социальной политики Украины, центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, городских в городах центров занятости, центров организации профессионального обучения незанятому населению и центрам профессиональной ориентации населения, инспекций по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения
Регулирование правового положения государственных служащих, которые работают в указанных подразделах государственной службы занятости, осуществляется соответственно Закону Украины “О государственной службе” .
В состав государственной службы занятости входят также учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения, информационно-вычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости, центры реабилитации населения, предприятия, учреждения и организации, подчиненные службе занятости
2. Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, предоставляются государственной службой бесплатно.
3. Деятельность государственной службы занятости финансируется за счет средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, предусмотренных на эти цели.
4. В составе государственной службы занятости создается инспекция, которая осуществляет контроль за выполнением законодательства о занятости предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствование, фермерами и другими работодателями.
5. Налогообложение деятельности предприятий и организаций, которые входят в состав государственной службы занятости, осуществляется соответственно законодательству Украины.
6. Деятельность, связанная с посредничеством в трудоустройстве на работу за границей, ведется лишь на основании лицензии, которая выдается в порядке, установленном законодательством. В случае проведения указанной деятельности без лицензии к субъектам хозяйствования применяются санкции в виде штрафов в размерах установленных законом. Указанные средства направляются в Государственный бюджет Украины.
Статья 19. Обязанности и права государственной службы занятости
1. Государственная служба занятости:
- анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и государственные органы управления о состоянии рынка работы;
- консультирует граждан, владельцев предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные ими органы, которые обращаются к службе занятости, о возможности получения работы и обеспечение рабочей силой, требования, которые относятся к профессии, и по другим вопросам, которые являются полезными для содействия занятости населения;
- ведет учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства;
- осуществляет в порядке, установленном законодательством, сбор и обработки административных данных, которые отображают состояние рынка работы и положение в сфере занятости населения;
- подает помощь гражданам в подборе подходящей работы и владельцам предприятий, учреждений, организаций или уполномоченным ими органам в подборе необходимых работников;
- организует при потребности профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости или направляет их к другим учебным заведениям, которые ведут подготовку и переподготовку работников, оказывает содействие предприятиям в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучение;
- предоставляет услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, которые желают изменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режима работы и т.п.), освобождающимся работникам и незанятому населению;
- регистрирует безработных и подает им в пределах своей компетенции помощь, в т.ч. и денежную;
- принимает участие в подготовке перспективных и текущих государственной и территориальных программ занятости и мероприятий по социальной защищенности разных групп населения от безработицы.
2. Государственная служба занятости имеет право:
- получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, административные данные по наличие вакантных рабочих мест, в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, характер и условия работы на них, о всех освобождающихся, принятых и уволенных работников и информацию о предвиденных изменениях в организации производства и работы, другие мероприятия, которые могут привести к высвобождению работников;
- разрабатывать и вносить на рассмотрение местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты принятия на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы, и направлять таких граждан для их трудоустройства;
- направлять для трудоустройства на предприятия, у учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются к службе занятости, соответственно уровню их образования и профессиональной подготовки, а инвалидов, кроме того, – соответственно рекомендациям МСЕК, имеющихся в них квалификации и знаний и с учетом их пожеланий;
- направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
- укладывать по доверенности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности договоры с гражданами при их трудоустройстве с предыдущим (в случае необходимости) профессиональным обучением, оплатой стоимости проезда, суточных, а также подавать помощь при переезде на новое местожительство и работы за счет средства предприятий, учреждений и организаций;
- распоряжаться в установленному законодательством порядке средством Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;
- оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на период обучения материальной помощи в размерах, предусмотренных законодательством Украины о занятости населения;
- в установленному законодательством порядке подавать гражданам помощь по безработице и материальную помощь по безработице, прекращать и откладывать их выплаты;
- вносить предложения в местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов об остановке на срок до 6 месяцев решения предприятий о высвобождении работников в случае затруднения их следующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией затрат предприятий, вызванных этой отсрочкой, в порядке, определенном законодательством Украины;
- взимать из предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, суммы скрытого или заниженного обязательного собрания и недоимок к Фонду общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;
- компенсировать до 50 процентов затрат предприятиям, учреждениям и организациям на переподготовку работников, которые подлежат сокращению в связи с изменениями в организации производства и работы, при условии их трудоустройства.
- Размеры затрат и источника их финансирования в случаях, предусмотренных этим пунктом, определяются соответственно законодательству Украины решениями местных государственных администраций и органов местного самоуправления по представлению координационных комитетов содействия занятости.
Статья 20. Участие предприятий, учреждений и организаций в реализации государственной политики занятости
1. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, их служебные лица обязаны оказывать содействие проведению государственной политики занятости на основе:
- соблюдение законодательства о работе, а также принятых соответственно нему условий договоров и соглашений;
- организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников, а также профессионального переобучения тех, кто подлежит высвобождению из производства, в том числе инвалидов;
- трудоустройство лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных условиях конкурировать на рынке работы, в количестве, определенной местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих советов, и инвалидов в количестве, определенном согласно Закону Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” ( 875-12 );
- информирование работников о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе с неполным рабочим временем.
2. Предприятиям, учреждениям и организациям, которые активно оказывают содействие решению проблем занятости населения в регионе (путем создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства или организации оплачиваемых общественных работ или использование свыше установленной квоты работы лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных условиях конкурировать на рынке работы, или использование свыше установленных нормативов рабочих мест для трудоустройства инвалидов), соответственно законодательству Украины предоставляются льготы относительно налогов и других платежей в бюджет, которые частично или полностью компенсируют затраты, связанные с принятием на работу дополнительного количества работников.
3. Предприятия, учреждения и организации в случае отказа в принятии на работу специалистов, которые были раньше ими заявленные, возмещают государственной службе занятости все затраты, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, переподготовкой, выплатой помощи по безработице и материальной помощи по безработице. Полученные средства направляются к Фонду общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
4. Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности регистрируются в местных центрах занятости по их местонахождению как плательщики сбора к Фонду общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, ежемесячно подают этим центрам административные данные в полном объеме о наличии свободных рабочих мест (вакансий), в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, и о работниках, которые работают неполный рабочий день (неделя), если это не предусмотрено трудовым договором, или не работают в связи с простоем производства из не зависимых от них причин, и в десятидневный срок – о всех принятых работниках в порядке, установленном законодательством. Несвоевременная регистрация или отказ от нее, нарушение порядка представления административных данных тянет за собой ответственность, предусмотренную законом.
5. При высвобождении работников (в том числе работающих пенсионеров и инвалидов) в связи с изменениями в организации производства и работы, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, сообщают об этом не позднее чем за два месяца в письменной форме государственную службу занятости, указывая основания и сроки высвобождения, наименование профессий, специальностей, квалификации, размер оплаты труда, а в десятидневный срок после высвобождения – направляют списки фактически высвобожденных работников, отмечая в них ивалидов.
В случае непредоставления или нарушение сроков представления этих данных взимается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника. Эти средства зачисляются к Фонду общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и используются для финансирования мероприятий по трудоустройству и социальной защиты освобождаемых работников.
6. Порядок взыскания и размеры штрафов за невыполнение требований этой статьи из предприятий, учреждений и организаций устанавливаются законодательством Украины.
Статья 21. Участие профессиональных союзов в осуществлении мероприятий по содействию занятости
1. Профессиональные союзы принимают участие в разработке государственной политики занятости, соответствующих законодательных актов Украины и решений местных государственных администраций, исполнительных органов соттветствующих советов.
2. Права и полномочие профессиональных союзов относительно обеспечения защиты граждан от безработицы и ее следствий определяются генеральной, отраслевыми, региональными соглашениями и коллективными договорами, которые укладываются профсоюзными органами с владельцами предприятий, учреждений, организаций или уполномоченными ими органами соответственно Законівукраїни.
Профессиональные союзы, владельцы предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы проводят общие консультации из проблем занятости населения.
{ Статью 22 исключено на основании Закона N 3483- ІV от 23.02.2006 }
Статья 23. Организация оплачиваемых общественных работ
1. Местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов при участии государственной службы занятости для обеспечения временной занятости населения, прежде всего лиц, зарегистрированных как безработные, организуют проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности и по договорам – на других предприятиях, в учреждениях и организациях.
2. С лицами, которые желают братья участие в общественных роботах, укладывается срочный трудовой договор с правом его продолжения по согласованию сторон к решению вопроса об их трудоустройстве на подходящую работу. Преобладающим правом составления договоров пользуются граждане, зарегистрированные как безработные.
3. В случае окончания установленного срока выплаты помощи по безработице гражданин имеет преобладающее право на получение другой профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных роботах на период – к предоставлению ему подходящей работы
4. Оплата труда лиц, занятых на общественных роботах, осуществляется за фактически выполненную работу и не может быть меньшей минимального размера заработной платы, установленной законодательством Украины, при качественном выполнении норм труда.
На лица, занятых на общественных роботах, распространяются социальные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение, выплату помощи по временной нетрудоспособности
За безработными гражданами, которые принимают участие в таких роботах, сохраняется выплата помощи по безработице в размерах и в сроки, установленные соответственно этому Закону.
5. Финансирование общественных работ ведется за счет местного бюджета с привлечением средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (в части организации таких работ для безработных) и предприятий, учреждений и организаций, для которых эта работа выполняется за договорами
6. Положение об оплачиваемых общественных работах утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 24. Профессиональная подготовка и переподготовка незанятых граждан
1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости как такие, что ищут работу, безработных, может вестись в случаях:
- невозможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимости изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, которая отвечает профессиональным навыкам гражданина;
- потери способности выполнения работы за предыдущей профессией;
- необходимости подобрать подходящую работу инвалиду, в том числе с условием о выполнении работы дома, соответственно рекомендациям МСЕК, имеющейся квалификации и с учетом его пожеланий.
- поиска работы впервые и отсутствия профессии (специальности).2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан организуются государственной службой занятости за ее направлением в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от их подчиненности) согласно заключенным договорам или в специально создаваемых для этого учебных центрах за счет средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
Раздел III: Регулирование и организация занятости населения
|
Статья 13. Регулирование занятости1. С целью создания условий для полного осуществления гражданами права на работу государство предусматривает:
2. На территории Украины вводится сбор статистической информации и административных данных, которые отображают состояние рынка работы и положение в сфере занятости населения. Статья 14. Государственная и территориальные программы занятости населения 1. С целью содействия занятости населения, удовлетворение нужд граждан в работе Кабинетом Министров Украины и местными государственными администрациями, органами местного самоуправления разрабатываются годовые и долгосрочные государственная и территориальные программы занятости населения 2. Государственная и территориальные программы занятости населения направленные на: а) содействие развитию на структурной перестройке экономики, созданию условий для направления освобождающихся работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные области народного хозяйства; б) предотвращение развития безработицы и ее сокращение путем повышения экономической заинтересованости предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости; в) улучшение системы воспроизведения рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышение квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов; г) защита безработных и их семей от отрицательных следствий безработицы и обеспечение занятости граждан, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы; д) формирование материальной, кадровой, информационной, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости; е) мероприятия содействия занятости населения, которое проживает в сельской местности. Статья 15. Добровольное переселение граждан и членов их семей С целью обеспечения занятости населения и развития отдельных регионов Украины разрабатываются мероприятия по содействию добровольному переселению граждан Украины и членов их семей с выделением соответствующих материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок разработки и реализации этих мероприятий, а также предоставление льгот этим гражданам определяется законодательством Украины о порядке переселения семей и организованный набор рабочих. Статья 16. Территории приоритетного развития Кабинет Министров Украины определяет территории, где развитие рабочих мест поощряется государством. Такие территории (прежде всего трудообильные и с высоким уровнем безработицы, сельские и горные районы) на определенный период получают статус территорий приоритетного развития Предприятия, организации, учреждения, которые создают на указанных территориях свои производства, их филиалы и дополнительные рабочие места, пользуются льготами в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины и решениями местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов. Статья 17. Координационные комитеты содействия занятости Для подготовки согласованных решений относительно осуществления политики занятости могут создаваться координационные комитеты содействия занятости из одинакового количества представителей профсоюзов, органов государственного управления, владельцев предприятий или уполномоченных ими органов, предпринимателей Порядок формирования координационных комитетов и организация их работы определяются представленными в них сторонами. Статья 18. Государственная служба занятости 1. Для реализации государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной поддержки временно не работающих граждан в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, создается государственная служба занятости, деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления Государственная служба занятости состоит из: Государственного центра занятости Министерства труда и социальной политики Украины, центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, городских в городах центров занятости, центров организации профессионального обучения незанятому населению и центрам профессиональной ориентации населения, инспекций по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Регулирование правового положения государственных служащих, которые работают в указанных подразделах государственной службы занятости, осуществляется соответственно Закону Украины “О государственной службе” . В состав государственной службы занятости входят также учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения, информационно-вычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости, центры реабилитации населения, предприятия, учреждения и организации, подчиненные службе занятости 2. Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, предоставляются государственной службой бесплатно. 3. Деятельность государственной службы занятости финансируется за счет средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, предусмотренных на эти цели. 4. В составе государственной службы занятости создается инспекция, которая осуществляет контроль за выполнением законодательства о занятости предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствование, фермерами и другими работодателями. 5. Налогообложение деятельности предприятий и организаций, которые входят в состав государственной службы занятости, осуществляется соответственно законодательству Украины. 6. Деятельность, связанная с посредничеством в трудоустройстве на работу за границей, ведется лишь на основании лицензии, которая выдается в порядке, установленном законодательством. В случае проведения указанной деятельности без лицензии к субъектам хозяйствования применяются санкции в виде штрафов в размерах установленных законом. Указанные средства направляются в Государственный бюджет Украины. Статья 19. Обязанности и права государственной службы занятости 1. Государственная служба занятости:
2. Государственная служба занятости имеет право:
Статья 20. Участие предприятий, учреждений и организаций в реализации государственной политики занятости 1. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, их служебные лица обязаны оказывать содействие проведению государственной политики занятости на основе:
2. Предприятиям, учреждениям и организациям, которые активно оказывают содействие решению проблем занятости населения в регионе (путем создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства или организации оплачиваемых общественных работ или использование свыше установленной квоты работы лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных условиях конкурировать на рынке работы, или использование свыше установленных нормативов рабочих мест для трудоустройства инвалидов), соответственно законодательству Украины предоставляются льготы относительно налогов и других платежей в бюджет, которые частично или полностью компенсируют затраты, связанные с принятием на работу дополнительного количества работников. 3. Предприятия, учреждения и организации в случае отказа в принятии на работу специалистов, которые были раньше ими заявленные, возмещают государственной службе занятости все затраты, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, переподготовкой, выплатой помощи по безработице и материальной помощи по безработице. Полученные средства направляются к Фонду общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. 4. Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности регистрируются в местных центрах занятости по их местонахождению как плательщики сбора к Фонду общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, ежемесячно подают этим центрам административные данные в полном объеме о наличии свободных рабочих мест (вакансий), в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, и о работниках, которые работают неполный рабочий день (неделя), если это не предусмотрено трудовым договором, или не работают в связи с простоем производства из не зависимых от них причин, и в десятидневный срок – о всех принятых работниках в порядке, установленном законодательством. Несвоевременная регистрация или отказ от нее, нарушение порядка представления административных данных тянет за собой ответственность, предусмотренную законом. 5. При высвобождении работников (в том числе работающих пенсионеров и инвалидов) в связи с изменениями в организации производства и работы, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, сообщают об этом не позднее чем за два месяца в письменной форме государственную службу занятости, указывая основания и сроки высвобождения, наименование профессий, специальностей, квалификации, размер оплаты труда, а в десятидневный срок после высвобождения – направляют списки фактически высвобожденных работников, отмечая в них ивалидов. В случае непредоставления или нарушение сроков представления этих данных взимается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника. Эти средства зачисляются к Фонду общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и используются для финансирования мероприятий по трудоустройству и социальной защиты освобождаемых работников. 6. Порядок взыскания и размеры штрафов за невыполнение требований этой статьи из предприятий, учреждений и организаций устанавливаются законодательством Украины. Статья 21. Участие профессиональных союзов в осуществлении мероприятий по содействию занятости 2. Права и полномочие профессиональных союзов относительно обеспечения защиты граждан от безработицы и ее следствий определяются генеральной, отраслевыми, региональными соглашениями и коллективными договорами, которые укладываются профсоюзными органами с владельцами предприятий, учреждений, организаций или уполномоченными ими органами соответственно Законівукраїни. Профессиональные союзы, владельцы предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы проводят общие консультации из проблем занятости населения. 1. Местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов при участии государственной службы занятости для обеспечения временной занятости населения, прежде всего лиц, зарегистрированных как безработные, организуют проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности и по договорам – на других предприятиях, в учреждениях и организациях. 2. С лицами, которые желают братья участие в общественных роботах, укладывается срочный трудовой договор с правом его продолжения по согласованию сторон к решению вопроса об их трудоустройстве на подходящую работу. Преобладающим правом составления договоров пользуются граждане, зарегистрированные как безработные. 3. В случае окончания установленного срока выплаты помощи по безработице гражданин имеет преобладающее право на получение другой профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных роботах на период – к предоставлению ему подходящей работы 4. Оплата труда лиц, занятых на общественных роботах, осуществляется за фактически выполненную работу и не может быть меньшей минимального размера заработной платы, установленной законодательством Украины, при качественном выполнении норм труда. На лица, занятых на общественных роботах, распространяются социальные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение, выплату помощи по временной нетрудоспособности За безработными гражданами, которые принимают участие в таких роботах, сохраняется выплата помощи по безработице в размерах и в сроки, установленные соответственно этому Закону. 5. Финансирование общественных работ ведется за счет местного бюджета с привлечением средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (в части организации таких работ для безработных) и предприятий, учреждений и организаций, для которых эта работа выполняется за договорами 6. Положение об оплачиваемых общественных работах утверждается Кабинетом Министров Украины. Статья 24. Профессиональная подготовка и переподготовка незанятых граждан 1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости как такие, что ищут работу, безработных, может вестись в случаях:
|
Раздел IV: Компенсации и гарантии при потере работы
Статья 25. Виды компенсаций
Государство создает условия незанятым гражданам в возобновлении их трудовой деятельности и обеспечивает им такие виды компенсаций:
а) предоставление особых гарантий работникам, освобождающимся из предприятий, учреждений, организаций;
б) выплата материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышение квалификации;
в) выплата в установленном порядке помощи по безработице;
Размеры и условия предоставления материального обеспечения на случай безработицы определяются Законом Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы”.
Статья 26. Особенные гарантии работникам, которые потеряли работу в связи с изменениями в организации производства и труде
1. Работникам, трудовой договор с которыми было разорвано с инициативы владельца или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и работы, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, и военнослужащим, уволенным из военной службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости на протяжении семи календарных дней после освобождения как таких, что ищут работу, гарантируется:
а) предоставление статуса безработного, если на протяжении семи дней работнику не было предложена подходящая работа;
б) право на получение помощи по безработице в размере 100 процентов средней заработной платы за последним местом работы на протяжении 60 календарных дней, 75 процентов – на протяжении 90 календарных дней и 50 процентов – на протяжении следующих 210 календарных дней, но не больше средней заработной платы, которая сложилась в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы;
в) сохранение на новом месте работы, на весь период профессионального переобучения с отрывом от производства, средней заработной платы за предыдущим местом работы;
г) право на досрочный выход на пенсию за полтора года к установленному законом срока лиц передпенсійного возраста, которые имеют страховой стаж для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет, а для лиц, которые имеют право на пенсию на льготных условиях, – и стаж работы, который дает право на этот вид пенсии.
Затраты, связанные с досрочным выходом на пенсию, осуществляются за счет средства Пенсионного фонда Украины со следующим возмещением этих затрат из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Высвобожденным работникам предоставляются также другие льготы и компенсации соответственно законодательству.
2. В случае если высвобожденный работник без уважительных причин своевременно не зарегистрировался в государственной службе занятости как такой, что ищет работу, он теряет льготы, предусмотренные этой статьей, а условия выплаты помощи по безработице и ее размер устанавливаются на основании статей 28 и 29 этого Закона, а если этот работник отказался от двух предложений подходящей работы в период поиска работы, он теряет право на предоставление статуса безработного сроком на три месяца с дальнейшей перерегистрацией как такого, что ищет работу. Условия выплаты помощи по безработице и ее размер устанавливаются при этом на основании статей 28 и 29 этого Закона.
3. На работников, которые освобождаются из предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в связи с отселением или самостоятельным переселением из территории радиоактивного загрязнения и зарегистрировались в месячный срок после освобождения в государственной службе занятости как такие, что ищут работу, распространяется действие пункта 1 этой статьи.
4. Для предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают переобучение высвобожденных работников в связи с изменениями в организации производства и работы, при начислении налога из прибыли сумма балансовой прибыли уменьшается на размер затрат, связанных с организацией профессиональной подготовки таких работников.
Если на протяжении двух лет, которые передуют высвобождению, работник не имел возможности повысить свою квалификацию или получить сопредельную профессию за предыдущим местом работы, и если при трудоустройстве ему необходимо повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, то затраты на эти мероприятия проводятся за счет предприятия, учреждения, организации, из которых высвобожден работник
В случае необходимости государственная служба занятости может компенсировать предприятиям, учреждениям и организациям до 50 процентов затрат на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других предприятий, учреждений, организаций из оснований, предусмотренных этой статьей
5. Гарантии, установленные пунктом 1 этой статьи, распространяются также на лица, которые потеряли работу вследствие несчастного случая на производстве или наступление профессионального заболевания, в результате чего нуждаются в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации.
{ Статью 27 исключено на основании Закона N 3483- ІV от 23.02.2006 }
{ Статью 28 исключено на основании Закона N 3483- ІV от 23.02.2006 }
{ Статью 29 исключено на основании Закона N 3483- ІV от 23.02.2006 }
{ Статью 30 исключено на основании Закона N 3483- ІV от 23.02.2006 }
{ Статью 31 исключено на основании Закона N 3483- ІV от 23.02.2006 }
Статья 32. Добровольное социальное страхование
1. Граждане могут укладывать с органами государственного страхования договор на случай потери работы. Порядок, периодичность и условия страхования определяются Законодательством Украины.
2. Граждане, которые заключили такие договоры, не теряют права на получение помощи по безработице или материальной помощи в период профессиональной подготовки и переподготовки.
Статья 33. Дополнительные гарантии гражданам Украины
Законодательством Украины могут предполагаться за счет бюджета государства дополнительные гарантии гражданам, освобождающимся из предприятий, которые подлежат ликвидации в связи с осуществлением мероприятий по улучшению экологической обстановки или вследствие стихийного бедствия.
Раздел V: Контроль и ответственность за нарушение законодательства о занятости населения
Статья 34. Органы, которые осуществляют контроль
Контроль за соблюдением законодательства Украины о занятости населения осуществляется местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих советов, соответствующими государственными органами, инспекциями службы занятости и профсоюзными объединениями.
Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения
Служебные лица, виновные в нарушении законодательства Украины о занятости населения, притягиваются в установленном порядке к ответственности
Глава Верховной Рады Украины Л.КРАВЧУК
Читайте также:
Закон Украины об организациях работодателей
Закон Украины о порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов) – Законодательство и право