Кадры предприятия, как трудовой ресурс и аспекты влияния на него
Трудовые ресурсы на предприятии – кадры— это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятием.
Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер производства, его высокая наукоёмкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, как единице кадров. Повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально – психологических вопросах управления персоналом на предприятии.
Основная задача предпринимателя, создать себе хороший трудовой коллектив, кадры предприятия. Это должна быть команда единомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать и реализовывать замыслы руководства предприятия. Только хорошие кадры служат залогом успеха предпринимательской деятельности, выражения и процветания предприятия.
Какие бы технические возможности, организационно – управленческие преимущества ни открывались перед предприятием, оно не начнет работать эффективно без соответствующего человеческого ресурса.
Основными аспектами влияния человеческого фактора на повышение эффективности работы предприятия являются:
- отбор и продвижение кадров;
- подготовка кадров и их непрерывное обучение;
- стабильность и гибкость состава работников;
- совершенствование материальной и моральной оценки труда работников.
Существуют два главных критерия отбора и продвижения работников.
Во-первых, высокая профессиональная квалификация и способность к обучению. А во-вторых – опыт общения и готовность к сотрудничеству.
Обучение кадров — это необходимая предпосылка для постоянного совершенствования, возможности гибко использовать рабочую силу, снижать непроизводительные затраты.
Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать повышение производительности труда, обладать достаточным мотивационным эффектом. Рост оплаты труда кадров не должен опережать темпов роста производительности, эффективности. Гибкость системы оплаты труда кадров в том, что определенная часть заработка ставится в зависимость от общей эффективности работы предприятия, и если рабочий допустил ошибку, он должен расплачиваться за нее.
Организация труда и управления коллективом предприятия включает в себя:
- наём сотрудников в условиях неполной занятости;
- расстановку работников в соответствии со сложившейся системой производства;
- распределение среди них обязанностей;
- подготовку и переподготовку кадров; стимулирование труда;
- совершенствование организации труда;
- заботу о работниках, оказавшихся излишними на данном предприятии по самым разным причинам.